Оборудование, упаковка, хранение продуктов
Холодильное оборудование Инмарко
Оборудование для пищевой промышленности, Промышленное холодильное оборудование

Холодная цепочка (Инмарко)

  Об особенностях дистрибьюционной логистики замороженных продуктов и мороженого в России рассказывает директор сектора логистики «Инмарко» Владимир Бартенев

Особенностью логистики (дистрибьюции) мороженого и замороженных продуктов является необходимость строгого соблюдения температурного режима на всем протяжении логистической цепочки от конвейера фабрики до конечного потребителя. Допустимая температура хранения мороженого -18С, при том, что уже при -15С в нем начинают происходить необратимые изменения.

Для обслуживания крупного города среднему дистрибьютору нужен склад в среднем на 1500 паллетомест (для хранения 10-15 дневного запаса). Какого размера необходим распределительный оптовый центр крупному производителю, можно определить на основании расчетов. С моей точки зрения, это будет склад не менее 6000 паллетомест (запас на 25-30 дней торговли). В России ощущается дефицит морозильных мощностей, существующие морозильники 60-х годов постройки (аммиачные) находятся в аварийном состоянии, температурный режим нестабилен, из-за чего появляются крупинки льда в мороженом или в пакете с заморозкой обнаруживается снег (нестабильность температуры).

Подавляющее большинство существующих низкотемпературных складов во времена СССР входили в систему Росмясомолторга, отвечавшего за хранение стратегических запасов продовольствия на случай кризисов. Они не приспособлены для ведения интенсивных торговых операций. Основные проблемы - скорость поиска и доставки товара на отгрузочный пандус, повышение температуры продукта из-за устаревшего компрессорного оборудования и отсутствие погрузочных портов, примыкающих к рефрижератору. Товар хранится либо в один ярус, либо поддон на поддоне. При этом товар мнется.

Вышеуказанные склады требуют значительных средств для поддержания работоспособности, что в свою очередь отражается на тарифах по хранению. Кроме того, дефицит постоянно поддерживает рост этих тарифов. Стоимость аренды таких складов очень высока. В некоторых регионах низкотемпературных складов вовсе нет, поэтому дистрибьюторы и производители стремятся строить собственные хранилища.

Поскольку холод дорог, приходится искать различные пути максимального использования объема склада, но это отдельная тема, отмечу, что есть и технологии раздвижных стеллажей, и технологии полностью автоматизированного склада. Например, «Инмарко» строит в Омске склад на 17 000 паллетомест. Окупаемость подобных проектов составляет более 5 лет.

Нужно отметить еще то, что низкие температуры -25…30С накладывают ограничения на характеристики оборудования, техники и т.д. Необходимо закупать технику более дорогую - с кабинами. Если на складе установлена WMS, то нужны специальные морозостойкие сканеры и терминалы. На морозильных складах необходимо устанавливать заработную плату выше среднего по рынку, чтобы удерживать персонал.

Специализированный транспорт обычно дороже тентованных еврофур на 10-20%, а на рынке не так много перевозчиков, способных обеспечивать температурный режим в рефах. При -15С по истечении 2-х часов мороженое начинает таять. Это в значительной мере относится к Уральскому региону.

Транспорт для развоза по торговым точкам рекомендуется использовать изотермического типа с боковыми секциями, оборудованными дверками. Но на сегодняшний день не во всех регионах транспорт для развоза соответствует необходимым условиям. Например, в некоторых городах до сих пор мороженое развозится в термобудках без установок. Нормой считается развоз на «Бычках», «Газелях» с рефрижераторными установками, но наш опыт показывает, что обеспечить нормальный температурный режим при доставке в торговые точки можно только на автомобилях с накопителями холода с отсеками.

Интересная особенность регионов - доставка в западном направлении дешевле в среднем на 50%, чем в восточном (кстати, в этом смысле расположение производства «Инмарко» в Омске очень выгодно: например, еврофура Новосибирск-Москва стоит 50 тыс. руб., Москва-Новосибирск более 90 тыс. руб.). Такое различие цен диктуется высоким спросом на перевозки из западных городов, хотя восточнее Красноярска перевозчики ездить «не любят» по причине плохого состояния дорог в этих регионах.

Важная часть логистики - морозильный прилавок в магазине. Дистрибьюторы используют как собственное оборудование, оборудование магазинов, так и оборудование производителей. В 20% случаев используются прилавки и бонеты магазинов.

Для торговли замороженными продуктами необходимы специальные морозильные прилавки. Здесь также необходимо отметить, что прилавок является достаточно дорогим удовольствием - цена от 400$, плюс он потребляет электроэнергию и выделяет тепло. Например, в киосках летом температура воздуха может достигать отметки +60С.

Что касается особенностей продажи мороженого, то, по моему мнению, она имеет мало перспектив в формате, аналогичном Кэш энд Кэрри и гипермаркетам. Эти форматы торговли расположены вне жилых массивов, основная масса покупателей приезжает на автомобиле и производит закупку на будущую рабочую неделю, что создает очереди к кассовым узлам. Очередь и необходимое время на обратную дорогу - негативно сказываются на качестве такого продукта, как мороженое.

Кроме того, мороженое редко приобретается впрок в больших количествах. Другой формат торговых сетей - «Магазин у дома». Они расположены рядом с жилыми массивами, т.е. это магазины на каждый день, и продажи в данных сетях имеют лучшие перспективы.

Кроме того, во многих городах присутствуют сети киосков мороженого - сейчас мы обслуживаем более 450 собственных киосков в филиалах. Продукты глубокой заморозки (пельмени, овощи) хорошо продаются в обоих форматах.

Таким образом, с момента выхода с конвейера продукт проделывает долгий путь. Дистрибьютору необходимо сохранить температуру этого продукта до момента, пока его купит потребитель. Как видим, это непростая задача. Бизнес замороженных продуктов требует крупных инвестиций в торговое оборудование, в склады, транспорт. Эксплуатационные затраты на указанные составляющие очень высоки.

Чем будет прирастать логистика?
Дистрибьюторская сеть требует постоянных дополнительных инвестиционных вложений. Ранее требования ограничивались выделением специализированного торгового оборудования (морозильных ларей). Сейчас дистрибьюторы говорят уже о необходимости финансовой помощи при покупке специализированного автомобильного транспорта для обслуживания дополнительных ларей, дополнительного гаража для нового транспорта, строительства склада для увеличивающегося объема продукции, нового офиса и т.п.

Эти тенденции означают, что дистрибьюторы мало стремятся к самостоятельному росту, предпочитая перекладывать это на плечи производителя. Производитель должен вкладывать средства в торговое оборудование для передачи дистрибьюторам и развивать собственную инфраструктуру (склады, производственные линии). Все это заставляет компании двигаться по всем направлениям сразу, что порождает низкие рекламные бюджеты, низкие инновационные темпы развития компаний.

В настоящее время рынок замороженных продуктов становится все более цивилизованным, так как торговые точки насыщаются морозильным оборудованием, доля «дикого опта» уменьшается, следовательно, растет прогнозируемость продаж. На основании плана продаж строится уже план закупок, план производства.

Уровень доходности (25-40%) и высокий уровень издержек на поддержание холодной цепочки заставляет дистрибьюторов уделять больше внимания оптимизации логистической цепочки и планированию (оптимизация ассортимента, производства, межскладских перемещений, оптимизация маршрутов и т.д.).

Рынок мороженого обладает резкой сезонностью. Летом - рост продаж в три раза, а осенью такое же падение. Для южных регионов России этот показатель может быть «5-16 раз». Как показывает практика, источник нестабильности и дополнительных затрат - неточное планирование продаж.

На основании нашего опыта могу сказать, что самый оптимальный вариант для увеличения точности планирования - использование сочетания быстрых расчетов прогнозов продаж (почему быстрых, чтобы успевать реагировать на изменение спроса, в противном случае нужно увеличивать страховые запасы на складах), а также использование опыта экспертов. Например, в «Инмарко» мы рассчитываем прогноз, и затем эксперты его проверяют и утверждают.

Растет важность автоматизации планирования. Например, на нашем предприятии цикл планирования от составления прогноза продаж до пересмотра плана закупок занимает в среднем до 14 дней. Но сегодня это уже мешает нам реагировать на изменения спроса, поэтому в настоящее время мы пытаемся автоматизировать расчеты.

Итак, мы говорили об особенностях дистрибьюционной логистики замороженных продуктов в России. Как видим, что этот бизнес достаточно затратен. Поэтому мороженщикам очень важно выделять логистическую функцию на своих предприятиях в отдельное подразделение, причем - не формально, как делают это многие. Назвали складской отдел отделом логистики и считают, что дело сделано. А необходимо реально давать подразделению логистики полномочия в принятии решений от планирования продаж до доставки товара в торговые точки.

Выделение функции логистики на предприятии позволяет руководителю видеть весь этот сложный процесс - от планирования продаж до доставки продукта в конкретную точку. А, значит, есть возможность оптимизации ресурсов и адекватной расстановки приоритетов.

"Империя холода", декабрь 2005 г.


просмотров: 5518


2011 Copyright © Food24News.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Товароведение продовольственных товаров. Продукты питания. Пищевая промышленность. Оборудование для пищевой промышленности. Упаковка.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования