Оборудование, упаковка, хранение продуктов
Упаковка ГОТЭК
Тара и упаковка для пищевой промышленности

ЯРКАЯ, НО КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ (упаковка )

  Юрий АЛПЕЕВ,
генеральный директор ЗАО «ГОТЭК»

Упаковка -- это связующее звено между производителем и потребителем
Она увеличивает объем продаж
Отношение к упаковке -- это одна из характерных черт, определяющих образ жизни населения страны, уровень его благосостояния. По мере насыщения потребительского рынка, у россиян постепенно оформляются более четкие, чем раньше, представления об оптимальных видах упаковки. Мы более спокойно воспринимаем броские цвета и соблазнительные картинки. На первый план выходит эстетичность, удобство, гигиеничность и информативность. В западной теории рекламы уже давно выведена триада «имидж -- упаковка -- товар», которая лежит в основе успешного внедрения и продвижения товара на рынке.

Преувеличить значение упаковки в производстве и продаже замороженных продуктов питания невозможно. Она выполняет столько задач, прежде всего защитных, что компании, заботящиеся о своем благополучии, готовы расходовать на ее разработку и закупку массу средств и времени. И ни в одном другом продукте не сочетается столько требований к упаковке, как у «заморозки».

Более того, технологии замораживания, а затем и размораживания (СВЧ), стали толчком к развитию целых направлений в индустрии упаковки. Она самым активным образом влияет на продвижение продукта. Так, 67% покупателей, по статистике, выбирают в магазине товар, ориентируясь прежде всего на качество и привлекательность упаковки. И около 47% покупателей вообще руководствуются только этим критерием.

По результатам маркетинговых исследований, проведенных Институтом социологии и маркетинга США, хорошая упаковка товаров (стоимость которой составляет 5-14% стоимости самого продукта) увеличивает объем продаж на 60-130%.В силу этих и других причин, около 40% замороженной продукции реализуется через магазины, чуть меньше (30%) -- через супермаркеты. На уличную продажу и рынки приходится 16% и 13% соответственно.

Упаковка, как бабочка, живет яркой, но недолгой жизнью. В начале жизненного цикла это, главным образом, техническое изделие, к которому предъявляется определенный комплекс требований. Далее она играет роль вашего товара и характеризуется показателями, присущими самому товару и процессу товародвижения, выполняя в одном лице защитные, эксплуатационные и маркетинговые функции. На третьем этапе, выполнив основные роли, она превращается в отходы. Возможность утилизации или переработки -- ее прощальная функция.

Многослойные системы
Защищая продукт от воздействия окружающей среды, упаковка также несет информацию о товаре, презентует его, выступает связующим звеном между производителем и потребителем. Современные упаковочные решения, это, как правило, многослойные системы, сопровождающие товар на протяжении всего жизненного цикла. Количество слоев, их комбинации и последовательность во многом определяют функции и стоимость каждого слоя. Так для индивидуальной упаковки -- пленок, коробок -- это влагопрочность, водонепроницаемость, запахонепроницаемость. Кроме того, продукт не должен прилипать к упаковке. Транспортная тара -- гофроящики - для замороженных продуктов, должна отличаться механической прочностью и влагонепроницаемостью.

Рыба «под полимером»
Все дары моря относятся к скоропортящимся и быстро теряют свои свойства. Их устойчивость при хранении ниже, чем у мясных продуктов, что объясняется присутствием в составе рыбы большого количества легкоокисляющихся жиров и белков. Поэтому в требования к упаковке рыбной продукции входит защита продукта от потери влаги, окислительного воздействия кислорода, от действия микроорганизмов и ультрафиолетовых лучей.

Наилучшим образом этим требованиям удовлетворяет пленочная упаковка, изготовленная из современных многослойных материалов на основе различных полимеров. Всевозможные комбинации полимеров позволяют получать уникальные барьерные упаковочные материалы со свойствами, недостижимыми для структур, содержащих какой-либо один материал. Кроме того, в упаковке рыбы и других замороженных продуктов большую роль в фоне, рисунках, фотографиях, шрифтах играет цвет.

Мясо в вакууме
Мясо и мясные полуфабрикаты также тяжело сохранить. Наиболее приемлемое решение для увеличения сроков хранения мясной продукции -- применение гибкой полиэтиленовой пленки, пленки поливинилиденхлоридной «Повиден» полиэтиленцеллофановой, полиамид-полиэтиленовой. А также -- картонной упаковки, позволяющей надежно защитить продукцию от внешних воздействий при полностью автоматизированном процессе упаковывания.

Еще более привлекательной с точки зрения увеличения сроков хранения продукции является упаковка с использованием модифицированной атмосферы (МАР). Упаковочные машины заменяют содержащийся в упаковке воздух смесью инертных газов. Таким образом достигается увеличение срока годности без использования консервантов. Продукт дольше сохраняет свежесть, естественный внешний вид и вкус. При вакуумной упаковке используется целый ряд высокобарьерных материалов, предназначенных для различных видов мясной, колбасной и рыбной продукции, позволяющих существенно (в 1,5-2 раза) увеличить гарантированные сроки хранения.

Цвет в упаковке используется для привлечения внимания, создания определенного настроения. По моему мнению, общепринятые нормы соответствия цветов продуктам не являются незыблемыми. Они устаревают по мере появления новых дизайнерских находок. Например, все чаще стали использоваться в упаковках мясных изделий оттенки синего, но это не вызывает никаких отрицательных эмоций. Наоборот, необычное сразу привлекает внимание.

Первозданные овощи в пакете
На рынке встречаются два типа упаковки мороженых овощей -- полиэтиленовые пакеты и картонные коробки по 0,45, 0,5, 1 кг. Более привлекательной упаковкой считаются полиэтиленовые пакеты, благодаря удобству их хранения. Для замороженных овощей применяют упаковку, как правило, из однослойного полиэтилена высокого давления со слоем сополимеров, реже из многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов.

При упаковывании продукции в картонные коробки, рекомендуются ламинированные картоны. При этом, визуальный образ упаковки складывается из текстовой и графической информации. Первая воздействует на эмоции, а вторая рассказывает о составе, происхождении товара. И для дизайнера более сложна не картинка, а то, чтобы покупатель сумел обнаружить интересующий его образ.

Картон с жировой прослойкой
При упаковке пиццы и некоторых cвежемороженых полуфабрикатов необходимо учитывать неприятное свойство этих продуктов -- они могут пропитать жиром картонную коробку, что существенно испортит их товарный вид и, следовательно, негативно отразится на продажах. Кроме того, картон для упаковки пиццы должен быть теплоемким, чтобы наибольшее время удерживать пиццу горячей (а свежемороженые продукты -- соответственно, замороженными). На мой взгляд, лучше всего для создания такой упаковки применять картон с так называемой «жировой прослойкой».

На упаковках в основном используется красный цвет. Этот цвет считается традиционно пищевым. Он может выражать самые разные уровни вкуса: от сладкого «конфетного» до острого «кетчупного» и крепкого «табачного». Между тем, в цветовой же гамме строгих правил нет. Существуют различные оттенки этого цвета, которые в сочетании с другими дают великолепные результаты. При упаковке теста применяют, в основном, вакуумную упаковку. Она предотвращает бурный рост микрофлоры при хранении.

Мороженое в жемчужной упаковке
В России существенно изменились форма и упаковка мороженого. Теперь оно имеет соответствующие времени дизайн и упаковочные материалы. На рынке появились и новые продукты, такие как мороженое в виде трубочки во взбитой глазури типа «Лакомка» и торты-мороженое типа «Венетта», несколько видов эскимо в одной упаковке, замороженные соки, трехмерное мороженое.

С точки зрения упаковочного процесса, наибольшее распространение получила металлизированная, перламутрованная (жемчужная) упаковка из полипропилена под термосварку. Термосвариваемые материалы используются чаще в силу их рентабельности и в связи с растущей тенденцией к малым по объему заказам. Холодная сварка широко используется для бумаги и ориентированного полипропилена, хотя условия хранения и сухой воздух могут снизить ее эффективность.

Конусы, тюбы, контейнеры, стаканчики разнообразной формы и объема из ПС, ПВХ, ПЭТ, картонная упаковка для тортов, рулетов из мороженного, фольга кашированная, вафельные стаканчики -- это пожалуй не весь перечень упаковки для мороженого. При этом не стоит забывать, что вид упаковки (ее привлекательность и дизайн) выступают одним из факторов неценовой конкуренции. Учитывая, что 40% потребителей мороженого -- дети, красочность упаковки является мощным стимулятором спроса.

Способность упаковки влиять на сенсорное восприятие зависит от ее типа; те формы упаковки, которые могут максимально сохранить богатство вкуса, натуральность и свежесть, аромат и аппетитный вид продукта, положительно влияют на долю рынка данного товара. Это заставляет выделить именно такой продукт из ряда других товаров, после чего он становится узнаваем среди потребителей.

Информационное поле упаковки
Дизайнер-упаковщик -- это кутюрье, создающий одежду для товара. Он должен хорошо знать тенденции моды на упаковку, современные материалы, из которых она «кроится», технологию изготовления и нанесения графической информации, а также цикл жизни упаковки, процесс утилизации и многое другое. При создании внешнего вида продукта вырабатывается комплексное упаковочное решение.

Сейчас в большинстве случаев комплексный подход к упаковке как единому организму подменяется примитивным отношением к ней как к набору плоскостей -- лицевая, боковые и задняя. Они связываются между собой только идейно и графически, но общего образа и сюжетной линии у них нет. Это устаревшая позиция. Комплексное упаковочное решение должно состояться как одно информационное поле разных по типу упаковок. Есть главные стороны, есть второстепенные, но все равно это единое целое.

Практически все производители используют фотографии готовых блюд на своих упаковках. Может быть, в противовес этому, стоит сказать, что в европейской упаковке наметилась тенденция использования рисунков. Любование качественным компьютерным изображением уступает место восхищению мастерством художника и уникальностью его образов. Более того, даже когда используют реальные изображения, их подают с помощью компьютерных эффектов как ручную графику. Авторский рисунок придает упаковке индивидуальность, неповторимость.

За многими оттенками цвета на упаковке давно закрепились определенные ассоциации, да и сама она исторически привнесла много добавлений в ряд цветовых сигналов. Например, морепродукты кодируются обычно зеленым и синим цветами, овощи -- зеленым и желтым, мясные продукты -- разными оттенками красного. Неточное "попадание" в цвет на упаковке может изменить ощущение от приятного и вкусного до вульгарного и несъедобного. Перегруженность украшениями, шрифтами, орнаментами, наоборот, может сделать продукт дешевым. И виной тому могут быть не только погрешности печати или дизайна, но и влияние цветов друг на друга. Неорганизованная пестрота утомляет, а цветовая монотонность - погружает в уныние.

Наверное стоит обратить внимание на зеленый цвет, который широко применяется сейчас в молочной промышленности как обозначение биопродукта. Использование зеленого в оформлении указывает на их свежий вкус. Желтый, близкий к оранжевому, -- это «хлебный», «яичный» цвет, а лимонный -- кислый, острый, химический. Такого цвета могут быть упаковки продуктов, чей натуральный цвет близок к желтому.

Потребители любят интересные вещи. Упаковка -- это своего рода бесплатный аттракцион, в котором участвуешь, если купишь. Чем он интереснее, тем большим спросом пользуется товар. Чтобы пробудить в покупателях на покупку, необходимо руководствоваться не только сиюминутными потребностями, но и думать о будущем. Например, фирма Emball'iso во Франции работает сейчас над созданием упаковки, которая будет реагировать на изменения температурного режима. Индикатор на таких коробках и пакетах сразу покажет предпринимателю, везли, например, замороженные овощи (или другой продукт) в холоде, или в пути они нагревались.

Остроумная упаковка будущего
Функции упаковки постоянно расширяются, и она начинает играть все более активную роль по отношению к продукту. Если пофантазировать, то теоретически наши представления об упаковке замороженных продуктов, могут существенно расширится в самом ближайшем будущем. Это и совмещение функций транспортной и потребительской тары и более сложные упаковочные решения.

Примерами таких решений могут служить совмещение функций дисплея и холодильника, например, при продажах в супермаркетах. Или саморазогревающиеся и самоохлаждающиеся упаковки, упаковки с консервантом или поглотителем кислорода, селективно-проницаемые для газов, с регулированием интенсивного микроволнового нагрева, с бактерицидными свойствами, «съедобные» и др. Эти типы упаковок для пищевых продуктов получили название smart (англ. -- остроумный), но они объединяются также термином «активные» из-за непосредственного воздействия на пищевой продукт или процесс его обработки. Применение «активных упаковок» -- сравнительно новая сфера. Цель «активной упаковки» -- направленное воздействие на продукт для увеличения срока его хранения и продления периода стабильности потребительских свойств.

"Империя холода" август 2002г.


просмотров: 2365


2011 Copyright © Food24News.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Товароведение продовольственных товаров. Продукты питания. Пищевая промышленность. Оборудование для пищевой промышленности. Упаковка.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования